Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ– это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ.

Самыми частыми обращениями родителей к учителю-дефектологу являются дефекты произношения звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков Р, РЬ, необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Артикуляционная гимнастика. Девочка

Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:

Звук Р:

  • положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
  • нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
  • кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
  • язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
  • мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
  • голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук РЬ:

  • артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
  • отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

Нарушения произношения звуков Р, РЬ:

Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.

Виды ротацизма:

  1. Горловой ротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).
  2. Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.
  3. Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
  4. Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
  5. Носовой ротацизм.  Звук с гнусавым оттенком.
  6. Глухое произношение звука Р (без участия голоса).
  7. Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.

Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Техника выполнения упражнений:

  1. Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
  2. Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
  3. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  4. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  5. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  6. Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
  7. Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

 Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  •  (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
Артикуляционное упражнение "Лягушка"

                                «Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.
Артикуляционное упражнение "змейка"

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.
Артикуляционное упражнение "Часики"

«Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
Артикуляционное упражнение "Чашечка"

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).
Артикуляционное упражнение "Вкусное варенье"

«Маляр»

  • приоткрыть рот;
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.
Артикуляционное упражнение "маляр"

«Индюк»

  • рот открыть;
  • широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка.  При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!
Артикуляционное упражнение "Индюк"

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;
Артикуляционное упражнение "Лошадка"

«Грибок»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
Артикуляционное упражнение "Грибок"

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционное упражнение "Гармошка"

«Дятел»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончик языка за верхни­ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
Артикуляционное упражнение "Дятел"

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения сонорных звуков.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать буклет здесь.

Вам также будет интересно:

  1. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
  2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц.
  3. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
  4. Буклеты учителя-дефектолога.
  5. Автоматизация звука С в картинках.
  6. Автоматизация звука Р в картинках.
  7. Биоэнергопластика.

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Комментарии 21

  • спасибо за простоту изложения

  • Полезный и нужный материал. Очень информативно и понятно

  • Замечательный материал! Удобен в использовании!

  • Материал полезен как педагогам,так и родителям. Интересно и удобно !

  • Очень полезный материал.

  • У многих детей, особенно билингвов существует проблема с произношением звуков. Особенно коварен звук «Р». Мой сын долго не мог выговаривать эту букву, когда его сверстники уже 2 года использовали звук «Р». Благодаря вам мы начали артикуляционную гимнастику каждый день по 3-5 минут и ура ура, он начал рычать! Рекомендую своим знакомым, друзьям и всем у кого такая же проблема — правда работает!!!

  • А эта гимнастика поможет только маленьким детям или подросткам как мне тоже?

    • Добрый день) Данные упражнения подходят для выполнения как детям, так и взрослым людям. Но выполнять нужно регулярно и правильно.

  • Спасибо за доступный материал!

  • Спасибо большое Вам! Все понятно и на доступном языке

  • Замечательный материал! Удобно!

  • Очень удобно, когда на конкретный звук подобрана своя артикуляционная гимнастика. Спасибо!

  • Полезный и нужный материал. Очень информативно и понятно. Спасибо большое!

  • Удобно использовать материал для определенного звука!

  • Хороший материал…главное все понятно

  • Прекрасное описание, картинки достаточно реалистичны, детям и родителям сразу все понятно) спасибо

  • Благодарю 🙏🤍

  • Спасибо за буклет для родителей. Все очень последовательно и понятно)

  • Спасибо за буклеты.

  • Согласна, в работе очень важно еще донести до родителя, максимально простым языком!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *