Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Артикуляция звука Ш

Звук Ш

Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:

  • губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
  • между зубами есть небольшое расстояние;
  • кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
  • язык находится в форме «чашечки»;

Звук Ж

Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий). 

Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.

Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

  1. Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
  2. Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ  заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Артикуляционная гимнастика

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

 Артикуляционная гимнастика

«Слоник»

  • зубы сомкнуты;
  • губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
  • верхние и нижние резцы видны.
Артикуляционное упражнение"Слоник"

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Артикуляционное упражнение "Месим тесто"

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  
Артикуляционное упражнение "Блинчик"

«Качели»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
Артикуляционное упражнение "Качели"

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).
Артикуляционное упражнение "Вкусное варенье"

«Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  верхние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.
Артикуляционное упражнение "Чистим зубы"

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики «мячики».
Артикуляционное упражнение "Футбол"

«Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
Артикуляционное упражнение "Чашечка"

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;
  • нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!
Артикуляционное упражнение "Лошадка"

«Грибочек»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
Артикуляционное упражнение "Грибочек"

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционное упражнение "Гармошка"

«Парашютики»

  • улыбнуться;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук  [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.
Артикуляционное упражнение "Парашютики"

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Вам также будет интересно:

  1. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.
  2. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ.
  3. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
  4. Буклеты учителя-дефектолога.
  5. Кинезиология
  6. Автоматизация звука С в картинках.
  7. Автоматизация звука Р в картинках.
  8. Биоэнергопластика.

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Комментарии 20

  • здравствуйте! подскажите пожалуйста комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного произношения одной группы звуков (свистящие, шипящие, [р] и [р,], или [л] и [л,].)

    • Здравствуйте! Все артикуляционные упражнения собраны по разделам: «Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков», «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков», «Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков «Р», «РЬ», «Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков «Л»,»ЛЬ». В каждой отдельной статье(их можно найти в поиске сайта) размещены упражнения только на конкретную группу звуков. Упражнений много, их нужно выбирать с усложнением: сначала статические («Блинчик», «Лягушка» и т.п.), потом динамические ( «Часики», «Лошадка» и т.д.). То есть все артикуляционные упражнения, которые Вы видите в статье необходимы для постановки данной группы звуков.

    • Артикуляционная гимнастика просто супер!
      Всё прописано! Спасибо!

  • Хорошая подборка артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Обязательно воспользуемся. Спасибо!

  • Материал преподнесён очень подробно и доходчиво, поймёт даже не профессионал.

  • Очень полезный материал! Большое спасибо!!!!

  • Замечательная подборка упражнений и рекомендаций, большая благодарность!

  • Спасибо)!

  • Яркий и красочный материал. Спасибо!

  • Полезный материал! Спасибо за ваш труд

  • Полезный материал! Спасибо за ваш труд ! Буду использовать с своей работе

  • Еще раз говорю Вам спасибо! За ваш труд, что вы собрали весь материал в единое целое. Очень удобно и доступно!

  • Спасибо за ваш труд.

  • Спасибо, очень Информативно!

  • Спасибо большое! Полезный материал!

  • Отличная подборка .. спасибо за ваш труд!!!

  • Материал очень нужный и понятный для родителей !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *