Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Звук Ш
Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:
- губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
- между зубами есть небольшое расстояние;
- кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
- язык находится в форме «чашечки»;
Звук Ж
Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий).
Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.
Нарушения произношения шипящих звуков
Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.
Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:
- Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
- Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.
Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.
Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.
Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.
Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.
Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.
Техника выполнения упражнений
Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.
Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
Техника выполнения:
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
- рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Артикуляционная гимнастика
«Слоник»
- зубы сомкнуты;
- губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
- верхние и нижние резцы видны.
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
- удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
- важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Качели»
- улыбнуться;
- открыть рот;
- языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Футбол»
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.
«Лошадка»
- присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
- щелкать языком медленно и сильно;
- нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!
«Грибочек»
- улыбнуться;
- присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Гармошка»
- улыбнуться;
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
- не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Парашютики»
- улыбнуться;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.
Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Вам также будет интересно:
- Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ.
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
- Буклеты учителя-дефектолога.
- Кинезиология
- Автоматизация звука С в картинках.
- Автоматизация звука Р в картинках.
- Биоэнергопластика.
Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
здравствуйте! подскажите пожалуйста комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного произношения одной группы звуков (свистящие, шипящие, [р] и [р,], или [л] и [л,].)
Здравствуйте! Все артикуляционные упражнения собраны по разделам: «Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков», «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков», «Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков «Р», «РЬ», «Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков «Л»,»ЛЬ». В каждой отдельной статье(их можно найти в поиске сайта) размещены упражнения только на конкретную группу звуков. Упражнений много, их нужно выбирать с усложнением: сначала статические («Блинчик», «Лягушка» и т.п.), потом динамические ( «Часики», «Лошадка» и т.д.). То есть все артикуляционные упражнения, которые Вы видите в статье необходимы для постановки данной группы звуков.
Артикуляционная гимнастика просто супер!
Всё прописано! Спасибо!
Хорошая подборка артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Обязательно воспользуемся. Спасибо!
спасибо!
Материал преподнесён очень подробно и доходчиво, поймёт даже не профессионал.
Очень полезный материал! Большое спасибо!!!!
Замечательная подборка упражнений и рекомендаций, большая благодарность!
Спасибо!
Спасибо)!
Яркий и красочный материал. Спасибо!
Полезный материал! Спасибо за ваш труд
Полезный материал! Спасибо за ваш труд ! Буду использовать с своей работе
Еще раз говорю Вам спасибо! За ваш труд, что вы собрали весь материал в единое целое. Очень удобно и доступно!
Спасибо за высокую оценку моей работы!
Спасибо за ваш труд.
Спасибо, очень Информативно!
Спасибо большое! Полезный материал!
Отличная подборка .. спасибо за ваш труд!!!
Материал очень нужный и понятный для родителей !