Автоматизация звука З в словах: игры и упражнения в картинках

Автоматизация звука «З» в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок.  Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.

При произношении звука [З] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).

Артикуляция звука [З]:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (З — ротовой звук);
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют ( З – глухой звук).

Игры и упражнения на автоматизацию звука [З] в слогах:

  1. Упражнение «Повтори слоговые цепочки»:

Просите ребенка произносить ЗА-ЗА-ЗА и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ЗА — ЗО — ЗУ ; ЗА — ЗУ — ЗО
ЗА — ЗО — ЗА — ЗУ; ЗА — ЗУ — ЗЫ

2. Автоматизация  звука [З] в прямых слогах:

ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ
ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО
ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ

3. Автоматизация  звука [З] в обратных слогах:

АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ
ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ

4.  Звук [З] в интервокальных слогах:

АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ
УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ
ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ
ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ

5. Автоматизация  звука [З] в слогах со стечением согласных:

ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ
ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ
ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ
ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [З] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [З] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [З]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук [З] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине , в стечении согласных.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

1. Автоматизация звука [З] в начале слов:

ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка;
ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик;
ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка;
ЗЫ: зыб-кий.

2. Звук [З] в начале слов в стечении согласных:

Знать, знак, звон, звать, зной, звук, зво-нок, зна-мя, зва-ный, зна-ток, зво-нить, звон-кий, зна-ко-мый, зна-ко-мить.

3. Автоматизация звука [З] в середине слов:

ЗА: ва-за, ба-за, ко-за, на-зад, фа-зан, ка-зак, ма-зать, е-го-за, ме-ду-за, ми-мо-за, у-ка-зать, на-ка-зать, по-ка-зать, мо-за-и-ка, не-за-буд-ки, у-ка-за-ни-е.
АЗ: наз-вать, аз-бу-ка, наз-ва-ни-е;
ЗО: би-зон, во-зок;
ОЗ: воз-дух;
ЗУ: ве-зу, ма-зут, вни-зу;
ЗЫ: во-зы, та-зы, ко-зы, ва-зы, я-зык, му-зы-ка, му-зы-кант, на-зы-вать;
ИЗ: из-ба, из-гиб, из-мять, из-бы-ток, из-нан-ка, из-да-ни-е.

4. Звук [З] в словах с двумя этими звуками:

Завязать, зазвонить, зазнайка, зазывать, замазать, заноза, изъездить.

Звук [З] можно закреплять , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [З] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [З] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало зуба, не стало козы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [З], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком [З], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, зубы, сапоги, зонт, замок. Лишняя карточка САПОГИ, здесь нет звука [З]).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, зуб — много зубов, замок — много замков, зонт — много зонтов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЗУБ, к маленькому — ЗУБИК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем» научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — зайкА, но две, три, четыре — зайкИ, пять — заек). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

Автоматизация звука З в словах: игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука [З] будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Биоэнергопластика
  3. Кинезиология
  4. Автоматизация звука Р
  5. Автоматизация звука Л
  6. Дифференциация звуков
  7. Автоматизация свистящих звуков
  8. Автоматизация шипящих звуков
  9. Развитие речи
  10. Обучение грамоте
  11. Дидактические игры
  12. Презентации

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *