Конспект комплексного итогового занятия по образовательным областям «Подготовка к обучению грамоте», «Элементарные математические представления»

Конспект комплексного итогового занятия по образовательным областям «Подготовка к обучению грамоте» и «ЭМП» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «По дороге к знаниям»

Задачи:

  1. Развивать умение классифицировать звуки на гласные – согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие, давать характеристику звукам, подбирать слово на заданный звук, на заданное количество слогов, заменять первый звук в слове на звук «Р».
  2. Развивать умение производить звукобуквенный анализ и синтез слова «Роза».
  3. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах десяти, ориентировке на плоскости, назывании дней недели, пор года.
  4. Упражнять в определении состава числа в пределах шести, в написании цифр.
  5. Воспитывать у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование:Модель школы из 4-х кирпичей и треугольной крыши (каждая фигура пронумерована, с обратной стороны фигур размещены буквы: Ш, К, О, Л, А), цифровой лабиринт, предметы разной формы, мальберт, цифры 1-10, домик «Состав числа 6», демонстрационный и раздаточный материал для звукобуквенного анализа и синтеза слова «Роза»; демонстрационный материал «Звуковые замки», демонстрационный и раздаточный материал для составления и анализа предложения, микрофон, рабочие тетради, цветные карандаши, простые карандаши, стерки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент.

У.-д. Ребята, мы сегодня отправляемся в интересное путешествие, где нужно решить несколько головоломок и заданий. В конце путешествия нас всех ждет сюрприз.

  • Наш путь начинается с «Геометрического лабиринта» (на полу в хаотичном порядке разложены геометрические фигуры, детям розданы различные предметы, напоминающие геометрические фигуры, например, огурец, апельсин. Кубик и т.д. Дети проходят по лабиринту, наступая только на те фигуры, которые похожи на предмет в их руке).
  • — Молодцы, все справились с лабиринтом.
  • — В нашем путешествии нужно разгадать зашифрованное слово. Буквы слова спрятаны за геометрическими фигурами с цифрами от 1 до 5. То есть нам предстоит выполнить 5 заданий, узнать какие буквы там спрятаны и составить из них слово. Все готовы?

Основная часть

1. Дидактическая игра «Математическая разминка»

У.-д. Первое наше задание называется «Математическая разминка».

  • Для того, чтобы приступить к его выполнению станем в круг.
  • — Я задаю вопрос и даю вам микрофон, вы отвечаете полным предложением и отдаете микрофон обратно.
  • — Тихон, посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • — Дарина, назови соседей цифры 5.
  • — Артем, назови соседей цифры 7
  • — Стеша, назови времена года, начиная с зимы.
  • — Саша, назови самое холодное время года.
  • — Настя, какое сейчас время года?
  • — Арсений, назови признаки весны.
  • — София, сколько дней в неделе, сколько выходных дней, сколько рабочих дней?
  • — Даниил, назови дни недели, начиная с понедельника и т.д.
  • — С первым заданием мы справились. Тихон, переверни первый кирпичик. Какого цвета он стал? (зеленого) Зеленый цвет это символ весны, плодородия, обновления, молодости и надежды. Какая буква спрятана на фигуре под цифрой 1? Буква А.

2.Упражнение «Ориентировка на листе бумаги и состав числа 6»

  • -Ребята, какая цифра следует за цифрой 1? (Цифра 2).
  • — Кирпичик под цифрой 2 – это ориентировка на листе бумаги и состав числа 6.
  • — Садимся за свои столы, проверим осанку. Для того, чтобы наши пальчики лучше работами выполним небольшое упражнение.

Кинезиологическое упражнение «Колечки» со стихотворением «Полосатенькая кошка»

  • Полосатеньная кошка,
  • Полоскала всю одежку,
  • Полосатому котенку,
  • Полоскать дала пеленку.

У.-д. — Откройте рабочую тетрадь, найдите пустой прямоугольник.

  • — Возьмите синий карандаш, нарисуйте круг в верхнем правом углу.
  • — Возьмите красный карандаш и нарисуйте треугольник в нижнем левом углу.
  • — Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте квадрат в верхнем левом углу.
  • — Возьмите желтый карандаш и нарисуйте прямоугольник в нижнем левом углу.
  • — София, где ты нарисовала квадрат? ( я нарисовала квадрат в верхнем левом углу) и т.д.

У.-д. – Возьмите простой карандаш и напишите  в домике цифрами состав числа 6.

  • — Дарина, выполни задание на демонстрационном материале у доски. Назови, из каких чисел состоит число 6.
  • — С данным заданием мы также справились. Откроем второй кирпичик. Какого он цвета? (красный). Красный цвет – это цвет жизни, солнца, огня. Какая буква спрятана на фигуре под цифрой 2? Буква Л.

3.Упражнение «Звуковая разминка»

  • — Два задания мы успешно выполнили, приступает к третьему.
  • — Это «Звуковая разминка».
  • Дети стоят в кругу. Игра с мячом
  • — Аня, на какие две большие группы делятся звуки (гласные и согласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим, зеленым)
  • — Артем, на какие группы делятся согласные звуки (твердые – мягкие, звонкие – глухие).
  • — Поиграем со звуками. Я буду говорить задание и бросать мяч. Вы отвечаете и отдаете мне мяч обратно. Слушаем внимательно.
  • — Назови любой гласный звук. Назови согласный твердый звук и т.д.
  • — Я называю звук, а вы мне его описываете, даете характеристику. («М» — согласный, твердый, звонкий и т.д)
  • — Назови слово на звук «А», «Т», «Р».
  • — Какой первый звук в слове Аист, Мак.
  • — Какой последний звук в слове соК, удаР?
  • — Назови слово с одним слогом.
  • — Назови слово с двумя слогами и т.д.
  • — Молодцы, ребята, со звуковой разминкой мы справились, переворачиваем третий кирпичик знаний. Какого он цвета? (желтого). Желтый цвет символизирует успех, процветание и радость. Какая буква спрятана под цифрой 3? Буква О.

4.Дидактическая игра «Звукобуквенный анализ слова «Роза»»

  • — Какая цифра следует за цифрой 3? (4).
  • — Четвертый кирпичик – это Звукобуквенный анализ слова, а какого вы узнаете, когда сядете за столы.
  • — Ребята, первого сентября вы вместе со своими мамами, папами пойдете на линейку в школу. И для своей первой учительницы в знак благодарности вы принесете цветы.
  • — А теперь вопрос, какой цветок является королевой среди всех остальных? (Роза). Правильно, это роза.
  • Сейчас мы сделает звукобуквенный анализ слова «РОЗА».
  • — Откройте тетрадь на нужной странице и подготовьте карандаши.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Ладонь- ребро-кулак»

  • На дворе стоит гора,
  • Мы катаемся с утра.
  • Хоть домой идти пора,
  • Не пускает нас гора.

Звукобуквенный анализ слова «Роза»

У.-д. Сколько всего звуков в слове «Роза» (в слове «Роза» 4 звука).

  • — Какой первый звук в слове Роза? (Звук «Р»). Дарина, дай характеристику звуку «Р» (Звук «Р» — согласный, твердый, звонкий.) Обозначим синим значком с колокольчиком).
  • — Первую клеточку раскрашиваем синим карандашом и сверху рисуем желтый колокольчик.
  • — В нижней клеточке пишем букву Р.

У.-д. Какой второй звук в слове «рОза»? (Звук «О»). Арсений, дай характеристику звуку «О» (Звук «О» —гласный. Обозначим красным значком). Вторую клеточку раскрашиваем красным карандашом. Под второй клеточкой пишем букву О. Какой третий звук в слове «роЗа»?….( и т.д.). Артем, сколько звуков в слове РОЗА? Стеша, сколько согласных звуков в слове «Роза»? Назови их.

— Даша, сколько гласных звуков в слове «РОЗА»? Назови их. Тихон, сколько слогов в слове «Роза»? Напомни правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

На какой звук падает ударение? На звук «О». Поставьте ударение у себя на схеме.

Игровое упражнение «Живые звуки»

  • — Аня будет первым звуком «Р». Аня, ты кто? (Я звук «Р». Я согласный, звонкий, твердый).
  • — Артем будет вторым звуком «О». Артем, ты кто? (Я звук «О». Я гласный, ударный).
  • — Стеша будет третьим звуком «З». Стеша, ты кто?  (Я звук «З». Я согласный, твердый, звонкий).
  • — Арсений будет четвертым звуком «А». Арсений, ты кто? (Я звук «А». Я гласный, безударный).
  • — Звуки пошли гулять (дети разбегаются по группе).
  • — Слово «РОЗА» становись.
  • — Дети, прочитайте, какое слово получилось. Правильно стали звуки?

У.-д. С четвертым заданием мы справились. Перевернем четвертый кирпичик. Какого он цвета? Синий цвет мира и гармонии. Какая буква спрятана под цифрой 4? Буква К.

5.Физминутка с элементами кинезиологии

Упражнение «Ухо – нос» в сопровождении стихотворения для автоматизации звука «Р».

  • Есть у Раи огород,
  • Там  морковка и горох,
  • Справа огород Федоры,
  • В основном там помидоры.

6.Упражнение «Замени первый звук в слове на звук «Р»

У.-д. Нам осталось выполнить последнее, пятое задание и мы узнаем какое слово зашифровано. Стали в круг.

  • — Это задание называется «Замени первый звук в слове на звук «Р».
  • — Я называю слово, а вы первый звук в слове меняете на звук «Р» и получается совершенно другое слово.
  • Слова: МАК, НОГА, КОТ, МУКА, ХОБОТ, КОЗЫ, ЛАД, ЛАК, ЛАМА, ЛОЖЬ, ЛОЗЫ, КОТ, МАК, МОСТ, САД.

У.-д. С пятым заданием мы справились. Переворачиваем фигуру с цифрой 5. Какого она цвета? Голубой цвет – это цвет совершенства и устремленности к идеалу. Какая буква изображена на голубом треугольнике. Буква Ш

У.-д. — Вот, ребята, мы и закончили наше путешествие, выполнили все задания. У нас получилось 5 букв, это А, К, О. Л. Ш. Сложите, пожалуйста, из этих букв слово. Какое слово получилось? Слово ШКОЛА.

Заключительная часть

Итог занятия

У.-д. Вот, ребята, мы и закончили наше путешествие, выполнили все задания. У нас получилась яркая, цветная школа, где вы получите много знаний, окрепнете, обретете новых друзей и созреете для взрослой, увлекательной и интересной жизни.

— Ребята, чем мы занимались на занятии? Что было сложно, что легко?

— А сейчас те дети, кому было на занятии сегодня легко и он считает, что готов к школе возьмите свидетельство красного цвета, те дети, которым было трудно выполнять задания, свидетельство синего цвета.

— Молодцы, ребята.

Составила: Ленковец Т. И. учитель-дефектолог ГУО «Детский сад №1 г. Ганцевичи».

Конспект комплексного итогового занятия по образовательным областям «Подготовка к обучению грамоте», «Элементарные математические представления». Фотографии к занятию

Вам также будет интересно:

  1. 35 занятий по развитию речи
  2. Наглядность для определения позиции звуков в слове
  3. Как научить читать ребенка в домашних условиях
  4. Картинки со звуками
  5. Звукобуквенный анализ слов
  6. Раскраски со звуком Р
  7. Раскраски со звуком С
  8. Конспект занятия, звук Ж
  9. Конспект комплексного занятия
  10. Домашние задания на звук Л
  11. Дифференциация звуков К-Г-Х в словах в картинках

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *