Презентация «Формирование грамматически правильной речи»

Презентация «Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» — это мультимедийное познавательное пособие для проведения консультации с педагогами дошкольного образования, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Грамматический строй речи – это умение словоизменять и словообразовывать слова:

  • умение правильно произносить окончания слов;
  • согласовывать слова в предложениях;
  • пользоваться в речи предлогами.

Грамматический строй языка ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая существующие нормы и правила языка, ребёнок допускает в своей работе многочисленные грамматические ошибки.

Поэтому в систему речевой работы с детьми дошкольного возраста входит работа по формированию грамматически правильной речи.

При формировании грамматически правильной речи ребёнка следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной:

  • морфология изучает грамматические свойства слова,
    его формы;
  • синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Задачи по формированию грамматического строя речи рассматриваются в трёх направлениях:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Формирование грамматически правильной речи осуществляем двумя путями:

  1. В обучении на занятиях.
  2. В воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

На занятиях дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. На занятиях дети учатся:

  • изменять слова (морфологии);
  • строить предложения (синтаксису);
  • образовывать формы слов (словообразованию).

Обучение детей грамматическим навыкам педагоги проводят как часть занятия по речевому развитию на материале занятия.

На занятиях по другим разделам программы, также возможно упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм, например на занятии по математическому развитию упражнять:
в правильном сочетании числительных и существительных, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д.

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. В связи с этим педагоги стремятся, чтобы их речь была культурной и грамотной.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи:

  • дидактические игры;
  • словесные упражнения;
  • игры-драматизации;
  • пересказ коротких рассказов и сказок;
  • рассматривание картин;

Дидактические игры, игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала (в старших группах) – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки с игрушками. Вначале режиссером бывает сам педагог, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода представляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.

Упражнения на словообразование и словоизменение:
1) «Чья голова? Чей Хвост?» (заячий хвост, лисья голова);
2) «Из чего, какой?» (машина из металла – металлическая);
3) «Сравни предметы» (месяц светит ярко, а солнце – ярче; лошадь высока, а слон еще выше) ит.д.
4) «Какой сок, варенье?» (сок из апельсинов – апельсиновый);

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать:

  • образец;
  • объяснение;
  • указание;
  • сравнение;
  • повторение;

Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
Ехать – приезжай,
махать – маши,
искать – ищи.
Снять (что?) – пальто,
но раздеть (кого?) – куклу.
Надеть (что?) – шапку,
но одеть (кого?) – мальчика.

Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще-речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Презентация «Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» содержит 20 страниц с познавательным материалом по данной теме, с примерами и иллюстрациями из практического опыта. Пользоваться данной презентацией можно как онлайн прямо на сайте так и написать на почту promis_l@mail.ru и получить ее на свой почтовый ящик.

Презентация «Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» — это мультимедийное познавательное пособие для проведения консультации с педагогами дошкольного образования, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Вам также будет интересно:

  1. Презентация «Домашние животные и их детеныши»
  2. Презентация «Транспорт»
  3. Биоэнергопластика
  4. Кинезиология
  5. Дидактические игры
  6. Дифференциация звуков
  7. Презентации
  8. Домашние задания на звук С
  9. Домашние задания на звук Ш
  10. Развитие речи
  11. Подготовка к обучению грамоте

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Комментарии 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *