Автоматизация звука Щ в словах при помощи картинок

Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок — это найболее простой и доступный способ ввести звук в словарь ребенка. В данной статье вы сможете найти словесный и наглядный материал по автоматизации звука «Щ» в начале слов, в середине и конце.

Перед тем как приступать к работе над звуком в словах выполните несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Это подготовит речевой аппарат и настроит на занятие. Далее произнесите цепочку слогов с данным звуком и можно приступать непосредственно к словам.

При произношении звука «Щ» обращайте внимание на правильную артикуляцию (положении губ, зубов,щек).

Артикуляция звука «Щ»:

Артикуляция звука Щ

  • губы выдвинуты вперед;
  • зубы видны и сближены;
  • кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), образуя щель;
  • боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя по середине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха;
  • весь язык напряжен, корень языка приподнят;
  • мягкое небо поднято. прижато к верхней части глотки;
  • голосовые связки разомкнуты, звук «Щ» — глухой;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [Щ] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Щ] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Щ]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Для большей эффективности звук [Щ] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.

Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок станет для Вас доступной. Необходимо только скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Хочется отметить, что дошкольный возраст — это время игровой деятельности. Поэтому все задания лучше обыгрывать, придумывать сюрпризные моменты и тогда малыш будет меньше уставать и заниматься с удовольствием. Предлагаю вам некоторые варианты игр. При помощи их Вы не только введете звук «Щ» в речь малыша, но и разовьете его грамматический строй.

Речевой материал:

Звук «Щ» в начале слова:

  • щавель,  счастье, счастливый;
  • щука, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щуриться, щучий;
  • щебень, щебетать,  щебетун, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелчок, щенок, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щедрость, щей;
  • щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлочь, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать;
  • щи, щиколотка,  щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток;

Звук «Щ» в середине слова:

  • роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать;
  • чащоба, нащёлкать, защёлка, ещё, защёлка, мощёный, сгущённый, сгущёнка, трещотка, трущобы;
  • расчёт, просчёт, отсчёт;
  • ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу,  полощут;
  • ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи,  помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник,  кипящий, вещий, будущий, бегущий;
  • из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище;

Звук «Щ» в конце  слова:

  • лещ, вещь, плащ, овощ, клещ, плющ, помощь, мощь, хвощ, борщ, хрящ, прыщ, помощь, товарищ;

Звук «Щ» в стечении согласных:

  • хищник, изящный, помощник, мощный, овощной, насущный, общий;
  • банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик;

Наглядный материал:

 Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ж] (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ж] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ж], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком [Ж], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ж]).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабыпять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок — это найболее простой и доступный способ ввести звук в словарь ребенка. В данной статье вы сможете найти словесный и наглядный материал по автоматизации звука «Щ» в начале слов, в середине и конце.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Биоэнергопластика
  3. Кинезиология
  4. Автоматизация группы шипящих звуков
  5. Автоматизация звука Р
  6. Дифференциация звуков
  7. Автоматизация звука Л
  8. Коррекция свистящих звуков
  9. Развитие речи
  10. Обучение грамоте
  11. Дидактические игры

Всем успехов и позитивного настроения!!!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *