Конспект комплексного занятия «На пути к знаниям»

Конспект комплексного занятия по образовательным областям «ЭМП» и «Подготовка к обучению грамоте» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «На пути к знаниям»

Задачи:
  1. Развивать умение дифференцировать и классифицировать слова со звуками  «С», «З», «Ш», «Ж», соотносить их с соответствующими  буквами.
  2. Развивать умение производить звукобуквенный анализ и синтез  слова ШКОЛА.
  3. Упражнять в делении слов на слоги и определении их количества.
  4. Упражнять в чтении слогов и подборе слов на данные слоги.
  5. Упражнять в составлении предложений с заданным словом и произведении его анализа.
  6. Упражнять в прямом и обратном счете, в составлении цифрового ряда пределах 10, назывании дней недели, пор года.
  7. Воспитывать у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование:

картинки предметные (сани, лиса, зонт, коза, шапка, камыш, жук, ежи), буквы С, З, Ш, Ж; материал для звукобуквенного анализа и синтеза слова ШКОЛА; «Слоговой паровозик», картинки: лось, кот, собака, лошадь, лиса, корова, жираф, бегемот, обезьяна, белка, барсук; дидактическая игра «Волшебные бусы», Дидактическая игра «Соотнеси и назови геометрические фигуры», цифры 1-10, дидактическая игра «Дни недели»; схема «Лестница успеха».

Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент.

Дети под  музыку « Учат в школе» заходят в группу.

У.-д. Ребята, для чего нам нужна школа? Какие оценки вы хотели бы получать в школе? (Десятки и девятки). Для того, чтобы получать высокие оценки, что нужно делать?

Да, для того, получать высокие отметки надо учиться, стараться, трудиться. Сегодня мы с вами создадим ситуацию успеха и произведем волшебство, для того, чтобы вы в школе учились только на десятки. Перед вами «Лестница успеха».

Сколько в ней ступеней? (Пять). Нам надо выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать 2 балла и подниматься по лестнице вверх. После пяти правильно выполненных заданий, у нас должно получиться число, а какое, вы узнаете чуть позже.

На столе лежат конверты с заданиями.

Даша, возьми, пожалуйста конверт под цифрой 1.

Основная часть
1. Дидактическая игра «Разложи картинки по звукам»

У.-д. Первое наше задание называется «Разложи картинки по звукам». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Даша, соотнеси геометрические фигуры по контуру и назови их (Желтый треугольник, красный круг, зеленый овал, синий прямоугольник, оранжевый квадрат).

Игра "Соотнеси фигуры"
Игра «Соотнеси фигуры»

У.-д. Задание расколдовано. Ребята, возьмите каждый себе картинку. У вас картинки, со звуками «С», «З», «Ш», «Ж», у меня буквы С, З, Ш, Ж. Ваша задача, назвать слово, определить какой из названных звуков есть в вашем слове и поставить картинку возле буквы (Сумка, звук «С»; шапка, звук «Ш»).

У.-д. Никита, назови слова со звуком «С», Кирилл, назови слова со звуком Ш».

У.-д. С первым заданием мы справились и вот наши заслуженные 2 балла. Саша, приклей цифру 2 на первую ступеньку.

2. Дидактическая игра «Звукобуквенный анализ слова»

У.-д. София, найди конверт под цифрой 2. Наша вторая игра «Звукобуквенный анализ слова «Школа». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. София, выложи цифровой ряд от 1 до 10 и сосчитай его.

Второе задание расколдовано. Для выполнения второго задания сядем за столы и приготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы»
  • Пальцы эти –все бойцы,
  • Удалые молодцы.
  • Два больших и крепких малых
  • И солдат в боях удалых.
  • Два гвардейца-храбреца,
  • Два сметливых молодца.
  • Два героя безымянных,
  • Но в работе очень рьяных!
  • Два мизинца-коротышки –
  • Очень славные мальчишки.

Звукобуквенный анализ слова «Школа»

Звукобуквенный анализ слова "Школа"
Звукобуквенный анализ слова «Школа»

У.-д. Какой первый звук в слове Школа? ( Звук «Ш»). Никита, дай характеристику звуку «Ш» (Звук «Ш» — согласный, твердый, глухой. Обозначим синим кружком без колокольчика). В первой клеточке рисуем синий круг без колокольчика.

У.-д. Какой второй звук в слове шКола? (Звук «К»). Влад, дай характеристику звуку «К» (Звук «К» — согласный, твердый, глухой. Обозначим синим кружком без колокольчика). Во второй клеточке рисуем синий круг без колокольчика.

Какой третий звук в слове шкОла?….( и т.д.)

Арина, сколько звуков в слове ШКОЛА? Матвей, сколько согласных звуков в слове ШКОЛА? Назови их. Даша, сколько гласных звуков в слове ШКОЛА? Назови их. Никита, сколько слогов в слове ШКОЛА? Напомни правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

У.-д. Со вторым заданием мы справились, к двум баллам прибавим еще 2, сколько получится? Арина, приклей цифру 4 на вторую ступеньку.

3.  Физминутка

  • Мы руками хлоп-хлоп,
  • Мы ногами топ-топ,
  • Плечи мы подняли,
  • На носочки встали,
  • Гладим мы животики,
  • Улыбайтесь, ротики!
  • По коленкам шлеп-шлеп,
  • Вправо-скок и влево –скок!
  • К солнышку потянулись,
  • К соседушкам развернулись,
  • Пожелаем всем людям добра,
  • Все будьте здоровы всегда.
4. Дидактическая игра «Веселый паровозик».

У.-д. Станислав, найди конверт под цифрой 3. Наша третья игра «Веселый паровозик». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Станислав, разложи временя года по порядку, начиная с весны. Третье задание расколдовано.

У.-д. Перед нами волшебный паровозик, наша задача рассадить животных по вагонам. Вагоны пронумерованы цифрами 1, 2, 3, 4. Рассаживать животных будем по количеству слогов в слове. Если в слове 1 слог, значит животное размещаем в первом вагоне, если 2 слога – во втором, 3 слога – в третьем, 4 слога – в четвертом (Белка. В слове БЕЛКА два слога, размещаем ее во 2-ом вагоне).

Слоговой паровозик
«Слоговой паровозик»

У.-д. С третьим заданием мы справились и вот наши следующие заслуженные 2 балла. К 4 баллам прибавим еще 2. Сколько получится? Владислав, приклей цифру 6 на третью ступеньку.

5.  Дидактическая игра «Составь предложение»

У.-д. Арина, найди конверт под цифрой 4. Это игра «Составь предложение». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Арина, посчитай количество звездочек и обозначь их цифрой. Четвертое задание расколдовано.

У.-д. Для выполнения следующего задания сядем за столы. Вспомним правила написания предложения:

  1. Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)
  2. С какой буквы начинаем писать предложение? (Предложения начинаем писать с заглавной буквы.)
  3. Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)

У.-д. Кто изображен на картинке? (Ученики.) Составьте предложения со словом УЧЕНИКИ. (Ученики пришли в школу. Ученики учат уроки. Ученики идут на линейку.)

У.-д. Составим схему предложения УЧЕНИКИ ПРИШЛИ В ШКОЛУ. Какое первое слово в предложении? (Ученики). Какое второе слово в предложении? (Пришли). Назовите третье слово в предложении (В). Четвертое слово в предложении (Школу). (Дети выкладывают схему предложения).

Схема предложения
Схема предложения

Никита, сколько всего слов в предложении УЧЕНИКИ ПРИШЛИ В ШКОЛУ ? Арина, прочитай предложение по своей схеме. Стас, что мы поставим в конце предложения?

У.-д. С четвертым заданием мы справились и вот наши следующие заслуженные 2 балла. К 6 баллам прибавим еще 2. Сколько баллов получится? София, приклей цифру 8 на четвертую ступеньку.

6. Дидактическая гра «Звуковые бусы»

У.-д. Никита, найди конверт под цифрой 5. Это игра «Звуковые бусы». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Никита, назови дни недели и обозначь звездочкой сегодняшний день.  Четвертое задание расколдовано.

Зрительная гимнастика «Любопытная Варвара»
  • Любопытная Варвара
  • Смотрит влево, смотрит вправо,
  • Смотрит вверх, смотрит вниз,
  • Мышцы шеи напряглись,
  • Возвращаемся обратно,
  • Расслабление приятно.
  • Наши мышцы не устали,
  • И еще послушней стали.

У.-д. Каждый вытяните одну бусину, прочитайте слог и назовите слово на данный слог (Са – собака, Ко – кот…).

Слоговые бусы
Слоговые бусы

У.-д. С пятым заданием мы также успешно справились и вот наши следующие заслуженные 2 балла. К 8 баллам прибавим еще 2. Сколько баллов будет всего? Саша, приклей цифру 10 на пятую ступеньку.

Заключительная часть
Итог занятия

У.-д. Ребята, какое число у нас получилось? Правильно десять. Мы с вами сегодня все занятие стремились к тому, чтобы в школе получать только одни десятки. Скажите вам было трудно? Что особенно трудно? Что нужно делать для того, чтобы в школе получать высокие оценки? Правильно, нужно много трудиться и стараться.

А сегодня вы старались и каждый заработал себе медаль с 10. Храните эту  медаль и она обязательно принесет вам удачу, но про трудолюбие и усердие не забываем.

Составила: Ленковец Т. И. учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи».

На нашем сайте вы сможете найти и другие конспекты занятий, а также много интересного материала по обучению грамоте. Для этого перейдите по выделенным ссылкам.

Комментарии 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *