Конспект комплексного занятия по образовательным областям «ЭМП» и «Подготовка к обучению грамоте» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «На пути к знаниям»
Задачи:
- Развивать умение дифференцировать и классифицировать слова со звуками «С», «З», «Ш», «Ж», соотносить их с соответствующими буквами.
- Развивать умение производить звукобуквенный анализ и синтез слова ШКОЛА.
- Упражнять в делении слов на слоги и определении их количества.
- Упражнять в чтении слогов и подборе слов на данные слоги.
- Упражнять в составлении предложений с заданным словом и произведении его анализа.
- Упражнять в прямом и обратном счете, в составлении цифрового ряда пределах 10, назывании дней недели, пор года.
- Воспитывать у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование:
картинки предметные (сани, лиса, зонт, коза, шапка, камыш, жук, ежи), буквы С, З, Ш, Ж; материал для звукобуквенного анализа и синтеза слова ШКОЛА; «Слоговой паровозик», картинки: лось, кот, собака, лошадь, лиса, корова, жираф, бегемот, обезьяна, белка, барсук; дидактическая игра «Волшебные бусы», Дидактическая игра «Соотнеси и назови геометрические фигуры», цифры 1-10, дидактическая игра «Дни недели»; схема «Лестница успеха».
Ход занятия:
Вводная часть
Организационный момент.
Дети под музыку « Учат в школе» заходят в группу.
У.-д. Ребята, для чего нам нужна школа? Какие оценки вы хотели бы получать в школе? (Десятки и девятки). Для того, чтобы получать высокие оценки, что нужно делать?
Да, для того, получать высокие отметки надо учиться, стараться, трудиться. Сегодня мы с вами создадим ситуацию успеха и произведем волшебство, для того, чтобы вы в школе учились только на десятки. Перед вами «Лестница успеха».
Сколько в ней ступеней? (Пять). Нам надо выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать 2 балла и подниматься по лестнице вверх. После пяти правильно выполненных заданий, у нас должно получиться число, а какое, вы узнаете чуть позже.
На столе лежат конверты с заданиями.
Даша, возьми, пожалуйста конверт под цифрой 1.
Основная часть
1. Дидактическая игра «Разложи картинки по звукам»
У.-д. Первое наше задание называется «Разложи картинки по звукам». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Даша, соотнеси геометрические фигуры по контуру и назови их (Желтый треугольник, красный круг, зеленый овал, синий прямоугольник, оранжевый квадрат).
У.-д. Задание расколдовано. Ребята, возьмите каждый себе картинку. У вас картинки, со звуками «С», «З», «Ш», «Ж», у меня буквы С, З, Ш, Ж. Ваша задача, назвать слово, определить какой из названных звуков есть в вашем слове и поставить картинку возле буквы (Сумка, звук «С»; шапка, звук «Ш»).
У.-д. Никита, назови слова со звуком «С», Кирилл, назови слова со звуком Ш».
У.-д. С первым заданием мы справились и вот наши заслуженные 2 балла. Саша, приклей цифру 2 на первую ступеньку.
2. Дидактическая игра «Звукобуквенный анализ слова»
У.-д. София, найди конверт под цифрой 2. Наша вторая игра «Звукобуквенный анализ слова «Школа». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. София, выложи цифровой ряд от 1 до 10 и сосчитай его.
Второе задание расколдовано. Для выполнения второго задания сядем за столы и приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы»
- Пальцы эти –все бойцы,
- Удалые молодцы.
- Два больших и крепких малых
- И солдат в боях удалых.
- Два гвардейца-храбреца,
- Два сметливых молодца.
- Два героя безымянных,
- Но в работе очень рьяных!
- Два мизинца-коротышки –
- Очень славные мальчишки.
Звукобуквенный анализ слова «Школа»
У.-д. Какой первый звук в слове Школа? ( Звук «Ш»). Никита, дай характеристику звуку «Ш» (Звук «Ш» — согласный, твердый, глухой. Обозначим синим кружком без колокольчика). В первой клеточке рисуем синий круг без колокольчика.
У.-д. Какой второй звук в слове шКола? (Звук «К»). Влад, дай характеристику звуку «К» (Звук «К» — согласный, твердый, глухой. Обозначим синим кружком без колокольчика). Во второй клеточке рисуем синий круг без колокольчика.
Какой третий звук в слове шкОла?….( и т.д.)
Арина, сколько звуков в слове ШКОЛА? Матвей, сколько согласных звуков в слове ШКОЛА? Назови их. Даша, сколько гласных звуков в слове ШКОЛА? Назови их. Никита, сколько слогов в слове ШКОЛА? Напомни правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
У.-д. Со вторым заданием мы справились, к двум баллам прибавим еще 2, сколько получится? Арина, приклей цифру 4 на вторую ступеньку.
3. Физминутка
- Мы руками хлоп-хлоп,
- Мы ногами топ-топ,
- Плечи мы подняли,
- На носочки встали,
- Гладим мы животики,
- Улыбайтесь, ротики!
- По коленкам шлеп-шлеп,
- Вправо-скок и влево –скок!
- К солнышку потянулись,
- К соседушкам развернулись,
- Пожелаем всем людям добра,
- Все будьте здоровы всегда.
4. Дидактическая игра «Веселый паровозик».
У.-д. Станислав, найди конверт под цифрой 3. Наша третья игра «Веселый паровозик». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Станислав, разложи временя года по порядку, начиная с весны. Третье задание расколдовано.
У.-д. Перед нами волшебный паровозик, наша задача рассадить животных по вагонам. Вагоны пронумерованы цифрами 1, 2, 3, 4. Рассаживать животных будем по количеству слогов в слове. Если в слове 1 слог, значит животное размещаем в первом вагоне, если 2 слога – во втором, 3 слога – в третьем, 4 слога – в четвертом (Белка. В слове БЕЛКА два слога, размещаем ее во 2-ом вагоне).
У.-д. С третьим заданием мы справились и вот наши следующие заслуженные 2 балла. К 4 баллам прибавим еще 2. Сколько получится? Владислав, приклей цифру 6 на третью ступеньку.
5. Дидактическая игра «Составь предложение»
У.-д. Арина, найди конверт под цифрой 4. Это игра «Составь предложение». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Арина, посчитай количество звездочек и обозначь их цифрой. Четвертое задание расколдовано.
У.-д. Для выполнения следующего задания сядем за столы. Вспомним правила написания предложения:
- Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)
- С какой буквы начинаем писать предложение? (Предложения начинаем писать с заглавной буквы.)
- Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)
У.-д. Кто изображен на картинке? (Ученики.) Составьте предложения со словом УЧЕНИКИ. (Ученики пришли в школу. Ученики учат уроки. Ученики идут на линейку.)
У.-д. Составим схему предложения УЧЕНИКИ ПРИШЛИ В ШКОЛУ. Какое первое слово в предложении? (Ученики). Какое второе слово в предложении? (Пришли). Назовите третье слово в предложении (В). Четвертое слово в предложении (Школу). (Дети выкладывают схему предложения).
Никита, сколько всего слов в предложении УЧЕНИКИ ПРИШЛИ В ШКОЛУ ? Арина, прочитай предложение по своей схеме. Стас, что мы поставим в конце предложения?
У.-д. С четвертым заданием мы справились и вот наши следующие заслуженные 2 балла. К 6 баллам прибавим еще 2. Сколько баллов получится? София, приклей цифру 8 на четвертую ступеньку.
6. Дидактическая гра «Звуковые бусы»
У.-д. Никита, найди конверт под цифрой 5. Это игра «Звуковые бусы». Для того, чтобы приступить к его выполнению, нам нужно его расколдовать. Никита, назови дни недели и обозначь звездочкой сегодняшний день. Четвертое задание расколдовано.
Зрительная гимнастика «Любопытная Варвара»
- Любопытная Варвара
- Смотрит влево, смотрит вправо,
- Смотрит вверх, смотрит вниз,
- Мышцы шеи напряглись,
- Возвращаемся обратно,
- Расслабление приятно.
- Наши мышцы не устали,
- И еще послушней стали.
У.-д. Каждый вытяните одну бусину, прочитайте слог и назовите слово на данный слог (Са – собака, Ко – кот…).
У.-д. С пятым заданием мы также успешно справились и вот наши следующие заслуженные 2 балла. К 8 баллам прибавим еще 2. Сколько баллов будет всего? Саша, приклей цифру 10 на пятую ступеньку.
Заключительная часть
Итог занятия
У.-д. Ребята, какое число у нас получилось? Правильно десять. Мы с вами сегодня все занятие стремились к тому, чтобы в школе получать только одни десятки. Скажите вам было трудно? Что особенно трудно? Что нужно делать для того, чтобы в школе получать высокие оценки? Правильно, нужно много трудиться и стараться.
А сегодня вы старались и каждый заработал себе медаль с 10. Храните эту медаль и она обязательно принесет вам удачу, но про трудолюбие и усердие не забываем.
Составила: Ленковец Т. И. учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи».
На нашем сайте вы сможете найти и другие конспекты занятий, а также много интересного материала по обучению грамоте. Для этого перейдите по выделенным ссылкам.
Очень интересные игры! Спасибо!
Занятие интересное. Подборка игр замечательная.
Занятие такое увлекательное! Спасибо!