Конспект комплексного занятия/ Подготовка к обучению грамоте

Конспект комплексного занятия по образовательным областям «ЭМП» и «Подготовка к обучению грамоте» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Карта знаний»
Задачи:
1. Развивать умение классифицировать звуки на гласные — согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие, давать характеристику звукам, подбирать слово на заданный звук.
2. Развивать умение производить звукобуквенный анализ и синтез слова Лиса.
3. Упражнять в делении слов на слоги и определении их количества.
4. Упражнять в составлении предложений с заданным словом и произведении его анализа.
5. Упражнять в прямом счете в пределах пяти, ориентировке на плоскости, назывании дней недели, пор года.
6. Воспитывать у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование и материал:
Карта с заданиями, символы заданий (можно найти внизу конспекта занятия), цифры 1-5, мальберт, демонстрационный и раздаточный материал для звукобуквенного анализа и синтеза слова «Лиса»; демонстрационный и раздаточный материал для составления и анализа предложения.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Организационный момент.
Дети под музыку « Учат в школе» заходят в группу.
У.-д. Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Все они пришли посмотреть на сколько вы выросли в детском саду и какие знания успели получить. Для того, чтобы наши гости получше о вас узнали предлагаю рассказать о себе. Называете имя, сколько вам лет и для чего вы идете в школу. (Н-р, я Дима. Мне 5 лет. Я хочу пойти в школу, чтобы научиться читать и писать).
— Мы познакомились с нашими гостями, а сейчас покажем, чему же мы научились в детском саду. Для этого нам нужно выполнить 5 заданий «Карты знаний»
На магнитной доске расположена «Карта знаний» с пронумерованными символами заданий.
— Ребята, какая у нас самая первая цифра? (один).
— Дима, где находится цифра один? В каком углу? (Цифра 1 находится в верхнем левом углу).
— Возьми задание под цифрой 1 и дай мне.

Основная часть
1. Дидактическая игра «Царство звуков»
У.-д. Первое наше задание называется «Царство звуков».
— Для того, чтобы приступить к его выполнению станем в круг.
— Ярослав, на какие две большие группы делятся звуки (гласные и согласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным). Согласные? (синим, зеленым)
— Лиза, на какие группы делятся согласные звуки (твердые – мягкие, звонкие – глухие).
— Поиграем со звуками. Я буду говорить задание и бросать мяч. Внимательно слушаем.
— Назови любой гласный звук. Назови согласный твердый звук.
— Упражнение «Назови пару». Я буду говорить твердый звук, а вы его мягкую пару (м- мь, п-пь, мы – ми, ры – ри и т.д.)
— Назови слово на звук «А», «Т», «Р».
— Какой первый звук в слове Аист, Мак.
— Какой последний звук в слове соК, удаР?

— С первым заданием мы справились. Тимофей, возьми значок первого задания и повесь в верхний правый угол.

2. Упражнение «Звуковая дорожка»
-Ребята, какая цифра следует за цифрой 1? (2).
— Дима, где находится цифра 2 на карте? В каком углу находится цифра 2? (Цифра 2 находится в верхнем правом углу).
— Возьми задание под цифрой 2 и дай мне. Как вы думаете, что обозначает данный символ? (звуковая дорожка). Правильно, это звуковая дорожка. Значит мы что будем делать? (Раскрашивать звуковую дорожку).
— Садимся за свои столы, проверим осанку. Для того, чтобы наши пальчики лучше работами выполним небольшое упражнение.
Упражнение «Колечки» со стихотворением «Полосатенькая кошка»
Полосатеньная кошка,
Полоскала всю одежку,
Полосатому котенку,
Полоскать дала пеленку.
— У вас на столах лежит три карандаша. Какие? (красный, синий, зеленый).
Красным цветом мы обозначаем гласный звук, синим – согласный, твердый, зеленым –согласный, мягкий)
Звуки: А, М, ТЬ, Р, У, ЛЬ, Р, Э, К
Проверяем звуковую цепочку.
— Со вторым заданием мы справились. Ярослав, возьми значок второго задания и повесь в верхний правый угол. В какой угол ты повесил значок?

3. Упражнение «Дни недели. Времена года»
— Какая цифра следует за цифрой 2? (3).
— Алиса, где находится цифра 3? В каком углу? (Цифра 3 находится в нижнем левом углу).
— Возьми задание под цифрой 3 и дай мне. Что обозначает данный символ? (календарь природы). Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (называть дни недели и времена года).
Дети стоят в кругу. Игра с мячом
— Сейчас понедельник, дальше …вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (дети передают мяч по кругу).
— Сейчас весна, дальше будет …лето, осень, зима (дети передают мяч по кругу).
— Дима, назови признак весны (зимы, лета, осени)
— С третьим заданием мы справились. Ангелина, возьми значок третьего задания и повесь в нижний левый угол. В какой угол ты повесила значок?

4. Дидактическая игра «Звукобуквенный анализ слова»
— Какая цифра следует за цифрой 3? (4).
— Кирилл, где находится цифра 4? В каком углу? (Цифра 4 находится в нижнем правом углу).
— Возьми задание под цифрой 4 и дай мне. Что обозначает данный символ? (звукобуквенный анализ слова). Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (мы будем делать звукобуквенный анализ слова).
— А какого слова вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица
– Всем ребятам нравится! (Лиса)
— Правильно, мы будем делать звукобуквенный анализ слова ЛИСА.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Кулак-ребро»
Плыла на лодке лайка,
У лайки балалайка,
Долго пела лайка мне,
О погоде, о луне.

Звукобуквенный анализ слова «Лиса»
У.-д. Сколько всего звуков в слове «Лиса» (в слове «Лиса» 4 звука).
— Какой первый звук в слове Лиса? (Звук «Ль»). Богдан, дай характеристику звуку «Ль» (Звук «Ль» — согласный, мягкий, звонкий.) Обозначим синим значком с колокольчиком.
— Первую клеточку раскрашиваем синим карандашом и сверху рисуем желтый колокольчик.
— В нижней клеточке пишем букву Л.
У.-д. Какой второй звук в слове «Лиса»? (Звук «И»). Лиза, дай характеристику звуку «И» (Звук «И» —гласный. Обозначим красным значком). Вторую клеточку раскрашиваем красным карандашом.
Под второй клеточкой пишем букву И.
Какой третий звук в слове «Лиса»?….( и т.д.)
— Алиса, сколько звуков в слове «Лиса»? Кирилл, сколько согласных звуков в слове «Лиса»? Назови их. Даша, сколько гласных звуков в слове «Лиса»? Назови их. Никита, сколько слогов в слове «Лиса»? Напомни правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

Игровое упражнение «Живые звуки»
— Богдан будет первым звуком «ЛЬ». Богдан ты кто? (Я звук «ЛЬ». Я согласный, звонкий, мягкий).
— Ярослав будет вторым звуком «И». Ярослав, ты кто? (Я звук «И». Я гласный).
— Лиза будет третьим звуком «С». Лиза, ты кто? (Я звук «С». Я согласный, твердый, глухой).
— Зарина будет четвертым звуком «А». Зарина, ты кто? (Я звук «А». Я гласный).
— Звуки пошли гулять (дети разбегаются по группе).
— Слово «Лиса» становись.
— Дети, прочитайте, какое слово получилось. Правильно стали звуки?

У.-д. С четвертым заданием мы справились. Дима, возьми значок четвертого задания и повесь в нижний правый угол. В какой угол ты повесил значок?

5. Физминутка с элементами кинезиологии
Упражнение «Ухо – нос» в сопровождении стихотворения для автоматизации звука «Р».
На дворе стоит гора,
Мы катаемся с утра.
Хоть домой идти пора,
Не пускает нас горра.

6. Дидактическая игра «Составь предложение»
У.-д. — Какая цифра следует за цифрой 4? (5).
— Лиза, где находится цифра 5? В каком месте карты? (Цифра 5 находится в центре карты).
— Возьми задание под цифрой 5 и дай мне. Что обозначает данный символ? (Анализ предложения). Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Мы будем составлять предложение и делать его анализ).

— Давайте вспомним, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный знак, вопросительный знак).

У.-д. Для выполнения следующего задания сядем за столы. Вспомним правила написания предложения:
1. Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)
2. С какой буквы начинаем писать предложение? (Предложения начинаем писать с заглавной буквы.)
3. Что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)
У.-д. Кто изображен на картинке? (Лиса.) Составьте предложения со словом Лиса. (Я увидел лису. Лиса живет в лесу и т.д.)
У.-д. Составим схему предложения ЛИСА ЖИВЕТ В ЛЕСУ. Какое первое слово в предложении? (Лиса). Какое второе слово в предложении? (Живет). Назовите третье слово в предложении (В). Четвертое слово в предложении (Лесу). Сколько всего слов в предложении?
(Дети выкладывают схему предложения).
— Алиса, сколько всего слов в предложении? Арина, прочитай предложение по своей схеме. Богдан, что мы поставим в конце предложения?
— А если в конце предложения мы поставим вопрос, то какое это будет предложение? Прочитайте его с вопросительной интонацией.

У.-д. С пятым заданием мы справились. Дима, возьми значок пятого задания и повесь в центр. Куда ты повесил символ пятого задания?

Заключительная часть
Итог занятия
У.-д. Ребята, вот мы и справились с заданиями на нашей карте. Сколько заданий мы выполнили? Какие задания мы выполняли?
— Мы с вами сегодня все занятие стремились к тому, чтобы в школе получать только одни десятки. Скажите вам было трудно? Что особенно трудно? Что нужно делать для того, чтобы в школе получать высокие оценки? Правильно, нужно много трудиться и стараться.
— А сейчас те, кому было на занятии сегодня легко и считаете, что готовы к школе возьмите звездочку с числом 10, те дети, которым было трудно выполнять задания, возьмите звездочку с цифрой 9. Мы ваши звездочки наклеим в дневник нашей группы (Приклеиваем звездочки).

Составила: Ленковец Т. И. учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи».

Вам также будет интересно:

  1. 50 заданий по обучению грамоте
  2. Как научить читать ребенка в домашних условиях
  3. Подготовка к обучению грамоте
  4. Развитие речи
  5. Кинезиологические упражнения
  6. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу
  7. Как разговорить маленького молчуна
  8. Дидактические игры
  9. Конспект занятия «На пути к знаниям»
  10. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук Ж»

Всем успехов и позитивного настроения!!!

 

Комментарии 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *