Автоматизация звука Ч в словах при помощи наглядности

Автоматизация звука [Ч’] в словах при помощи наглядности происходит более весело и помогает не утратить интерес к занятиям.

Звук [Ч’] — согласный, мягкий, глухой. Для его произношения требуется больше шума , чем голоса. Данный звук образуется путем слияния «ть» и «щ» и появляется довольно поздно у ребенка, примерно к 4-5 годам.

При произношении звука [Ч’]:

  • губы слегка округлены и вытянуты вперед;
  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • во время выхода струи воздуха передняя часть спинки языка отделяется от места смыкания, образуя щель;

Артикуляционный профиль звука Ч

К постановке звука [Ч’] следует приступать только после того, как ребенок может изолированно произносить звуки [Ш], [Ж], [Щ].

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ч’] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ч’] (см.выше)
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Ч’]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно, а лучше каждый день по 10-15 минут, используя различного вида наглядность, чтобы поддерживать интерес у детей.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке. 

На сайте Вы сможете найти картинки и иллюстрации, скачать их, заламинировать для более длительной работы и заниматься с удовольствием.

Автоматизация звука [Ч’] в слогах:

Автоматизация звука [Ч’]  в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать на сайте.

Автоматизация звука [Ч’] в обратных слогах:
АЧ – ОЧ ОЧ – УЧ УЧ – ЫЧ ЫЧ – ИЧ
ИЧ – ЕЧ ЕЧ – ЁЧ ЁЧ – ЮЧ ЮЧ – ЯЧ

В обратных слогах со стечением согласных:
АЧК – ОЧК – УЧК – ЫЧК
ИЧК – ЕЧК – ЁЧК – ЮЧК – ЯЧК
АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ
ИЧТ – ЕЧТ – ЁЧТ – ЮЧТ – ЯЧТ

В прямых слогах:
ЧА – ЧА – ЧА – ЧА – ЧА
ЧО – ЧО – ЧО – ЧО – ЧО
ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ
ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ
ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ

В интервокальных слогах:
АЧА – АЧО – АЧУ – АЧИ
УЧА – УЧО – УЧУ – УЧИ
ОЧА – ОЧО – ОЧУ – ОЧИ
ИЧА – ИЧО – ОЧУ – ИЧИ

В прямых слогах со стечением согласных:
ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТИ – ЧТЕ
ЧМА – ЧМО – ЧМУ – ЧМИ – ЧМЕ
ЧКА – ЧКО – ЧКУ – ЧКИ – ЧКЕ
ЧНА – ЧНО – ЧНУ – ЧНИ – ЧНЕ

Автоматизация звука [Ч’] в словах:

В начале слов:

  • Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша.
  • Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий.
  • Чи: чиж, чижик, чинный.
  • Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха.
  • Чё: чётки, чёткий, чётный.

В середине слов:

  • Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.
  • Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.
  • Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.
  • Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.
  • Ыч: бычки, кавычки.
  • Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта, уздечка, навечно.
  • Яч: ячмень.

В конце слов:

  • АЧ: ткач, врач, плач;
  • ЕЧ: печь, меч, течь;
  • УЧ: тянуч, могуч;
  • ОЧ: дочь, ночь.

Автоматизация звука [Ч’] в словах при помощи наглядности происходит более весело и помогает не утратить интерес к занятиям. Поэтому скачивайте красочные картинки, заламинируйте их для более долгой службы и занимайтесь с удовольствием. Вашему внимания также предлагаю несколько игр для автоматизации звука [Ч’] в словах. Игры помогут не только закрепить данный звук в словах, но и разовью грамматический строй речи малыша.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ч’] (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ч’] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Чайника, не стало мяЧика и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ч’], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ч’], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, чашка, лапа, девочка, калач. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ч’]).

5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, бабочка— много бабочек). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — Чайник, к маленькому — чайничек.

7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем» научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — бабочка, но две, три, четыре — бабочки, пять — бабочек). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
  4. Биоэнергопластика
  5. Кинезиология
  6. Дидактические игры
  7. Дифференциация звуков
  8. Презентации
  9. Домашние задания на звук С
  10. Домашние задания на звук Ш
  11. Логопедические задания на звук Р
  12. Домашние задания на звук Л
  13. Задания на звук З
  14. Логопедические задания на звук Ж
  15. Домашние задания на звук Щ
  16. Логопедические задания на звуки С-Ш
  17. Дифференциация звуков Р-Л
  18. Р-Л в словах
  19. Дифференциация звуков С-Ш в словах
  20. Презентация на звуки С-Ш
  21. Словосочетания со звуками С- Ш

Всем успехов и позитивного настроения!

 

Комментарии 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *