Автоматизация звука [Ч’] в словах при помощи наглядности происходит более весело и помогает не утратить интерес к занятиям.
Звук [Ч’] — согласный, мягкий, глухой. Для его произношения требуется больше шума , чем голоса. Данный звук образуется путем слияния «ть» и «щ» и появляется довольно поздно у ребенка, примерно к 4-5 годам.
При произношении звука [Ч’]:
- губы слегка округлены и вытянуты вперед;
- кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
- во время выхода струи воздуха передняя часть спинки языка отделяется от места смыкания, образуя щель;
К постановке звука [Ч’] следует приступать только после того, как ребенок может изолированно произносить звуки [Ш], [Ж], [Щ].
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ч’] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ч’] (см.выше)
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Ч’]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно, а лучше каждый день по 10-15 минут, используя различного вида наглядность, чтобы поддерживать интерес у детей.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
На сайте Вы сможете найти картинки и иллюстрации, скачать их, заламинировать для более длительной работы и заниматься с удовольствием.
Автоматизация звука [Ч’] в слогах:
Автоматизация звука [Ч’] в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать на сайте.
Автоматизация звука [Ч’] в обратных слогах:
АЧ – ОЧ ОЧ – УЧ УЧ – ЫЧ ЫЧ – ИЧ
ИЧ – ЕЧ ЕЧ – ЁЧ ЁЧ – ЮЧ ЮЧ – ЯЧ
В обратных слогах со стечением согласных:
АЧК – ОЧК – УЧК – ЫЧК
ИЧК – ЕЧК – ЁЧК – ЮЧК – ЯЧК
АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ
ИЧТ – ЕЧТ – ЁЧТ – ЮЧТ – ЯЧТ
В прямых слогах:
ЧА – ЧА – ЧА – ЧА – ЧА
ЧО – ЧО – ЧО – ЧО – ЧО
ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ
ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ – ЧИ
ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ – ЧЕ
В интервокальных слогах:
АЧА – АЧО – АЧУ – АЧИ
УЧА – УЧО – УЧУ – УЧИ
ОЧА – ОЧО – ОЧУ – ОЧИ
ИЧА – ИЧО – ОЧУ – ИЧИ
В прямых слогах со стечением согласных:
ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТИ – ЧТЕ
ЧМА – ЧМО – ЧМУ – ЧМИ – ЧМЕ
ЧКА – ЧКО – ЧКУ – ЧКИ – ЧКЕ
ЧНА – ЧНО – ЧНУ – ЧНИ – ЧНЕ
Автоматизация звука [Ч’] в словах:
В начале слов:
- Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша.
- Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий.
- Чи: чиж, чижик, чинный.
- Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха.
- Чё: чётки, чёткий, чётный.
В середине слов:
- Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.
- Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, почва, замочки, вазочка, баночки.
- Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.
- Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.
- Ыч: бычки, кавычки.
- Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта, уздечка, навечно.
- Яч: ячмень.
В конце слов:
- АЧ: ткач, врач, плач;
- ЕЧ: печь, меч, течь;
- УЧ: тянуч, могуч;
- ОЧ: дочь, ночь.
Автоматизация звука [Ч’] в словах при помощи наглядности происходит более весело и помогает не утратить интерес к занятиям. Поэтому скачивайте красочные картинки, заламинируйте их для более долгой службы и занимайтесь с удовольствием. Вашему внимания также предлагаю несколько игр для автоматизации звука [Ч’] в словах. Игры помогут не только закрепить данный звук в словах, но и разовью грамматический строй речи малыша.
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ч’] (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ч’] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Чайника, не стало мяЧика и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ч’], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ч’], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, чашка, лапа, девочка, калач. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ч’]).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, бабочка— много бабочек). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — Чайник, к маленькому — чайничек.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем» научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — бабочка, но две, три, четыре — бабочки, пять — бабочек). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.
Вам также будет интересно:
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Дидактические игры
- Дифференциация звуков
- Презентации
- Домашние задания на звук С
- Домашние задания на звук Ш
- Логопедические задания на звук Р
- Домашние задания на звук Л
- Задания на звук З
- Логопедические задания на звук Ж
- Домашние задания на звук Щ
- Логопедические задания на звуки С-Ш
- Дифференциация звуков Р-Л
- Р-Л в словах
- Дифференциация звуков С-Ш в словах
- Презентация на звуки С-Ш
- Словосочетания со звуками С- Ш
Всем успехов и позитивного настроения!
Спасибо за очень интересную и полезную в работе подборку! То что надо!!! Супер!
Спасибо!
Спасибо!Мне как молодому специалисту очень помогают ваши наработки.