При обучении дошкольников правильному употреблению звуков в речи, то есть автоматизации звуков, часто возникают большие трудности. Случается, что у ребенка утрачивается или нет мотивации к занятиям. Но эту проблему частично можно решить, если помнить о том, что дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак.
Поэтому эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Мнемодорожки предложений, чистоговорок, скороговорок, стихотворений и даже небольших рассказов помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. Позволяют ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Это происходит за счет того, что не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет и укладываются в цепочку связных мыслей.
Используя на своих занятиях по автоматизации звуков мнемодорожки вы сделаете свои занятия более продуктивными и увлекательными.
Полезные советы:
- Перед тем как начать работать данными мнемодорожками, закрепляем навыки четкого произношения и различения звуков « С», «СЬ» в слогах, словах. Четко произносим слова и фразы. Выделяем звуки в начале, в середине и конце слов.
- Не следует забывать перед заучиваем скороговорки о речевой разминке. Это комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его вы найдете по выделенной ссылке.
- Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
- Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
- Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.
Модели предлогов:
1. Автоматизация звука «С» в скороговорках. Мнемодорожки.
У Сани сом с усами.
Маленькому Сане мы купили сани, у Сани санки едут сами.
У Сани посылка, в ней бусы и посылка.
У сов нет усов.
В автобусе бабуся рассыпала Люсины бусы.
В солонку соленой насыпали соли, той солью посолим мы суп из фасоли.
Соня в суп добавит соль, а потом капусту. Все соседи хвалят суп, он сегодня вкусный очень.
Без пастуха – не стадо.
У Сысоя – усы до пояса.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
2. Мнемодорожки с чистоговорками:
- АСКА — АСКА — у Сани маска;
- УСКА — УСКА — у Сони блузка;
- ОСКА — ОСКА — у Насти соска;
- ИСКА — ИСКА — у киски миска;
- СА — СА — СА — меня ужалила оса;
- СО — СО — СО — стал нос как колесо;
- СЫ — СЫ — СЫ — не боюсь я злой осы;
- СУ- СУ — СУ — я осу в руке несу!
3. Мнемодорожки со стихами:
Самокат
Самокат я сам катаю,
встану сам, сам разгоню.
Ну, а если сам сломаю
сам его и починю.
Автоматизация звука «С» в скороговорках пройдет более успешно, если их повторять несколько раз в день в игровой форме.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Улитки на звук С
- Автоматизация звука С в слогах и словах
- Словосочетания для автоматизации звука С
- Автоматизация звука с в чистоговорках
- Стихи со звуком С
- Раскраски на звук С
- Автоматизация звука С в текстах
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация шипящих звуков
- Дифференциация звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
- Раскраски со звуком Р
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!