Дифференциация звуков К-Г-Х в словах

Дифференциация звуков К-Г-Х в словах — конспект коррекционного занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема занятия: «Дифференциация звуков «К» — «Г» — «Х» в словах.
Задачи:
1) Формировать умение дифференцировать звуки «К», «Г», «Х» изолированно, в слогах, словах, обозначать их символами звуков, подбирать слова на данные звуки.
2) Развивать кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук посредством выполнения упражнений биоэнергопластики.
3) Развивать умение обозначать звуки цветом: гласные – красным цветом, согласные твердые – синим цветом, согласные мягкие – зеленым цветом.
4) Развивать умение определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
5) Закрепить умение делить слова на слоги, определять их количество, обозначать количество слогов цифрой.
6) Воспитывать чувство уважения и поддержки друг друга при выполнении заданий.
Оборудование и материал: игрушки кот, гномик, кролик; карточки артикуляционных упражнений; фотография звуковых замков, разрезанная на 6 частей; конверты заданий от 1 до 6; мяч; символы звуков «К», «Г», «Х»; картинки на изображением предметов на звуки «К», «Г», «Х»; набор цифр от 1 до 5 по количеству детей; распечатанные звуковые дорожки по количеству детей; наборы цветных карандашей по количеству детей; буквы-медальоны А, К, С, Т; шары желтого и коричневого цвета.

Ход занятия
Вводная часть
Организационный момент
Дети вместе с учителем-дефектологом входят в группу и становятся в круг.
У-д: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
У-д: «Когда мы говорим здравствуйте мы желаем здоровья. Давайте скажем здравствуйте и нашим гостям. Мы с вами стоим в кругу, взявшись за руки. Наш круг мне напоминает солнышко, а солнышко это символ тепла, света, богатства, радости и счастья. Давайте представим, что наши руки это лучики солнца и передадим через свои руки тепло друг другу».
У-д: «Мы поделились теплом друг с другом, а сейчас назовем свои имена и первый звук в имени. Имя несет положительную энергетику, поэтому, когда разговариваете друг с другом, обращайтесь по имени».
У-д: «Меня зовут Татьяна Иосифовна. Татьяна, первый звук «Т».
Дети по часовой стрелке называют свои имена и первый звук в слове. (Аня, первый звук «А»; Стеша, первый звук «С» и т.д.)
У-д: «Мы поздоровались друг с другом, с нашими гостями, назвали свои имена и первый звук в своих именах и сейчас мы настоящая дружная команда».
У-д: «Ребята, вы слышите какие-то странные звуки или их слышу только я? Давайте прислушаемся откуда они доносятся. Из коробки. (Учитель-дефектолог достает из коробки игрушки (кот, гном и кролик Холодок).
У-д: «Ребята, посмотрите, кто это? Здесь есть и письмо. Прочитаем, что там написано»
Письмо: «Здравствуйте, ребята. Нас зовут Кот-Котофеич, Гном-гномыч и Кролик-Холодок. Можете называть нас просто КОТ, ГНОМИК и ХОЛОДОК. Мы хотим пригласить вас к себе в гости. Мы живем в чудесном месте, а в каком вы узнаете, когда выполните несколько интересных заданий. Выполнив одно задание, открываете один кусочек фотографии. Когда выполните все задания, то сможете открыть всю фотографию и узнать где мы живем. Вам интересно узнать где мы живем? Если да, то выполняйте задания в конвертах и вы узнаете?
С уважением КОТ, ГНОМИК, ХОЛОДОК
У-д: «Ребята, как вам предложение сходить в гости к нашим новым друзьям? Тогда вперед»
У-д: «Аня, возьми конверт с цифрой 1. Принеси его мне»

Основная часть
Задание 1. «Биоэнергопластика»
— Наше первое задание «Биоэнергоплатика». Сядем на ковре в позу «Лотоса», спинки прямые, руки положите на колени. Положите правую руку себе на живот и вдохните воздух через нос, надувая животик, выдохните через нос. Повторите еще раз.
Упражнения: «Лошадка», «Блинчик», «Чашечка», «Хоботок» — «Лягушка», «Шарик».
— С первым заданием мы справились. И сейчас может открыть часть фотографии жилья наших гостей.
У-д: «Арсений, принеси со стола конверт с цифрой 2».

Задание 2. «Гласные и согласные звуки» (по мнемотаблицам)
— Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки?
— Какие звуки живут в красном замке? (Гласные).
— Назовите какие гласные звуки мы с вами уже знаем («А», «О», «У», «И», «Э», «Ы»).
— Сколько гласных звуков мы знаем? (Шесть)
— Что мы знаем о гласных звуках? (Их можно петь; их можно произносить тихо-громко-беззвучно; при произнесении гласных звуков нет помех)
— Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным квадратиком)
— Я буду показывать символ гласного звука, а вы – называть слово на данный звук («А» — арбуз, аист, автомобиль; «И» — иголка, игрушка, ива)
— Какие звуки живут в сине-зеленом замке? (Согласные)
— Согласные звуки делятся на: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
— Что вы знаете о согласных звуках еще? (Есть преграда)
— Назовите, какие согласные твердые звуки вы знаете («К», «Г», «Х» и т.д.).
— Назовите, какие мягкие согласные звуки вы знаете («КЬ», «ГЬ», «ХЬ» и т.д.).
— Назовите слово на звук «Х», «Г», «Х» и т.д.
— Со вторым заданием мы справились. И сейчас может открыть вторую часть фотографии жилья наших гостей.
У-д: «Арсений, принеси со стола конверт с цифрой 3».

Задание 3. «Подарки для Кота, Гномика и Холодка»
-Ребята, у нас есть подарки для наших друзей. Но как выбрать кому и какой подарок подарим. Ваши предложения? А я предлагаю подарить подарки по первому звуку в их названии.
— Это Кот. Какой первый звук в слове «КОТ»? Правильно, звук «К». Расскажите какой это звук? (Это согласный, твердый, глухой). Каким квадратиком мы его обозначим? (Синим).
— Это Гномик. Какой первый звук в слове «ГНОМИК». Правильно, это звук «Г». Расскажите про этот звук. (Звук «Г» — согласный, твердый, звонкий). Каким квадратиком мы его обозначим? (Синим с колокольчиком).
— Это Холодок. Какой первый звук в слове «Холодок». Правильно, звук «Х». Расскажите про него (звук «Х» согласный, твердый, глухой). Каким квадратиком обозначим? (Синим).
— Коту будем дарить подарки на звук «К», «Гномику — на звук «Г», «Холодку» — на звук «Х».
У-д: «На столе лежат картинки. По одному будете подходить, выбирать картинку, определять ее первый звук и дарить нашим гостям».
Ответы детей: Это холодильник, подарю холодильник Холодку. Это колбаса, подарю колбасу Коту и т.д.
— Стеша, что мы подарили Коту? (Колбасу, котлету). Почему мы подарили Коту именно эти подарки? (Потому что эти слова начинаются на звук «К»)
— Что мы подарили Гномику? Почему?
— Что мы подарили Холодку? Почему?
У-д: «Задание номер 3 мы также выполнили. Откроем третью часть фотографии»
У-д: «Стеша, принеси конверт с цифрой 4».

Задание 4. Физминутка.
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» под стихотворное сопровождение.
Стихотворение «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем,
В рот кладем, жуем.
Ах, какая вкусная капуста!
У-д: «Задание номер 4 мы также выполнили. Откроем четвертую часть фотографии»
Тихон, принеси конверт с цифрой 5.

Задание 5. Деление слов на слоги.
У-д: «Ребята, мы с вами отдохнули, а сейчас выполним следующее задание, которое нам приготовили наши гости. Это деление слов на слоги. Для этого сядем за столы».
У-д: «У каждого на столе лежит картинка и набор цифр от 1 до 5. Ваша задача, назвать слово, нарисованное на картинке, разделить его на слоги и обозначить количество слогов цифрой. Будем это задание выполнять по одному и внимательно слушать друг друга. Если заметите ошибку, то исправляйте.
Ответы детей: «У меня карандаш. Ка-ран-даш. В слове карандаш 3 слога, обозначаю цифрой 3».
У-д: «С данным заданием мы также очень хорошо справились, поэтому откроем пятую часть фотографии. Ребята, вы догадались, где же живут наши гости? Нет? И я пока не знаю. Поэтому будем выполнять задания дальше».
У-д: «Кристина, принеси конверт с цифрой 6».

Задание 6. Звуковая дорожка
У-д: «Для выполнения этого задания, ребята, удобно расположитесь за своими столами. Пододвиньте стулья и сядьте ровно. Перед вами лежат распечатанные линейки, разделенные на клетки и три карандаша: красный, синий и зеленый. Каким цветом мы будем раскрашивать гласные звуки (красным), согласные твердые (синим) и согласные мягкие (зеленым)?
У-д: «Сейчас разомнем пальчики и приступим к выполнению нашего задания»
Пальчиковая гимнастика: «Кулачок – ладошка» с рассказыванием стихотворения «Ласточка»
У-д: «Звук «А», «К», «Г», «И», «ТЬ», «Х», «МЬ».
У-д: «Проверим правильность раскрашивания вашей звуковой дорожки. Красный квадрат, синий, синий, красный, зеленый, синий, зеленый».
У-д: «Поднимите руки, кто выполнил задание правильно. Молодцы».
У-д: «Идем открывать последнюю часть фотографии жилья наших гостей. Сейчас мы узнаем, где же живут Кот, Гном и Холодок. Внимание, открываем!»

Заключительная часть
Итог занятия
У-д: «Ребята, посмотрите, что нарисовано на фотографии? Правильно это звуковые замки. Именно здесь живут наши гости: Кот, Гном и Холодок. А в каком именно замке они живут, в замке какого цвета? (В синем). Почему? (Потому что их имена начинаются на твердые звуки).
У-д: «Ребята, Кот, Гном и Холодок благодарят вас, за то, что вы выполнили все задания и пришли к ним в гости. За это они приготовили для вас небольшие сюрпризы и угощения. Это медальоны с первыми буквами ваших имен. Я буду показывать медальоны с буквами, а вы говорите, чья это буква. А – Арсений, Анна (вручаются им эти медальоны); С – Стеша (вручаются этот медальон); К – Кристина.
У-д: «Ребята и как вам наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что вызывало трудности? Кому понравилось наше путешествие к жилью Кота, Гномика и Холодка и выполнение всех заданий возьмите желтый шарик, а кому было тяжело или не понравилось возьмите синий шар».
У-д; «Спасибо ребята. Мне с вами было очень хорошо».

Дифференциация звуков К-Г-Х в словах — конспект коррекционного занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дифференциация звуков К-Г-Х в словах — конспект коррекционного занятия в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Вам также будет интересно:

  1. 35 занятий по развитию речи
  2. Наглядность для определения позиции звуков в слове
  3. Как научить читать ребенка в домашних условиях
  4. Картинки со звуками
  5. Звукобуквенный анализ слов
  6. Раскраски со звуком Р
  7. Раскраски со звуком С
  8. Конспект занятия, звук Ж
  9. Конспект комплексного занятия
  10. Домашние задания на звук Л
  11. Дифференциация звуков К-Г-Х в словах в картинках

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *